Зуевский район Кировской области
Сибирский тракт - легендарная дорога. - Форум. Зуевский район Кировской области
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS 2017-09-20, 01:42:01

[ Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Форум. Зуевский район Кировской области » Форум сайта. » zuevskie.ru. Обо всем » Сибирский тракт - легендарная дорога.
Сибирский тракт - легендарная дорога.
НИКОЛАЙДата: Среда, 2010-01-06, 16:33:24 | Сообщение # 1
10 класс
Группа: Техподдержка
Сообщений: 1308
Награды: 9
Статус: Offline
Сибирский тракт проходил по территории Зуевского района через Спасо-Заозерье - Чепецкий - Сезенево.

Прокладывать его стали в связи с освоением русских земель на Урале и необъятных  пространств Сибири. Он стал самой длинной  грунтовой дорогой в мире. По тракту осуществляли торговлю России со странами  Западной Европы, с Сибирью, Китаем, странами Средней Азии. По тракту ехали на Урал  и дальше чиновники всех рангов и званий, начиная от царей и кончая солдатами-новобранцами. Наибольшую известность Сибирский тракт в народе получил в 18-19 веках как дорога невольников, отправляемых царским самодержавием на каторгу, в ссылку или вечное поселение неугодных ему людей.  Тракт или его остатки существуют и поныне.

Первая трасса тракта проходила сначала далеко от наших мест, через город Кай. Покорение в 1552 году Казанского татарского ханства Москвой открывало возможность начать завоевание Сибирского татарского ханства.
 Для связи с Пермью Великой проложили « государеву дорогу» Москва - Великий Устюг - Кай - Соликамск - Чердынь. В 1587 году отряды под командованием атамана Ермака Тимофеевича вышли на реку Иртыш и основали город Тобольск.
 С покорением Казанского ханства стали пользоваться более коротким путем. Эти дороги начинались от Москвы, шли через Нижний Новгород на Казань - Кунгур - Тюмень. Часть пути проходила по восточной части Вятской губернии - нынешней Удмуртии.
 В Москве же начиналась вторая дорога через Н. Новгород - Яранск - Котельнич- Вятку - Слободской. Дальше путь шел по правому берегу Чепцы в сторону Чепецкого и Усть - Святицкого монастырей, расположенных на территории Фаленского района.
Сначала проложили просто проселочную дорогу. В 1708 году Вятский уезд включили в состав Сибирской губернии с центром в городе Тобольске. Поездки по маршруту Вятка- Тюмень участились.

С1763 года этот тракт становится главным в Сибирь. Его длина- 11 тысяч километров. Тракт существовал до конца 19 века, до пуска в эксплуатацию железной дороги от Тюмени до Котласа.
В годы строительства Сибирского тракта, в конце 18 века по обе стороны дороги стали сажать березы на расстоянии четырех аршин (2 м. 84см.) друг от друга. Они должны были предохранять тракт от заноса снега зимой. По указу Александра 1 утвердили правила по устройству трактов. Под дорогу отвели полосу шириной 30 сажен(60м.), из них 8- 10 сажен предназначали непосредственно для проезжей дороги. По 5 сажен на каждой стороне отводили для канав и придорожных березовых аллей, остальную часть полосы, огражденной по болам канавами отвели для прогона скота.
Тракт, обсаженный «екатерининскими березами», поддерживали в хорошем состоянии за счет обложения крестьян дорожной повинностью
В начале строительства тракт предполагали сделать торговой и почтовой дорого. Из присоединенной к России Сибири везли с подчиненных народностей подати пушниной и серебром, редкую рыбу, кедровые орехи, гусиное мясо. На первых порах, пока осваивали земли Сибири, туда везли муку, крупу, толокно. Одним из поставщиков хлебных продуктов в 17 веке был Вятский уезд, плативший обязательную повинность «сибирский хлеб». В Сибирь же везли ткани, оружие, боеприпасы. Свои товары в Китай по тракту транспортировали Россия, Франция, Англия, Голландия.
На трактовой дороге было правилом строгое расписание. За определенное время ямщик обязан обернуться от одной станции до другой. Установлена была и средняя скорость для упряжек - троек. По пересеченной местности 10км/час, по ровной 12- 15 км/час.

В августе 1735 года особым указом правительства утвердили почту, но возили только корреспонденцию, исходящую от царского двора. Для ускорения доставки почты составили специальную инструкцию» нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться».

В 1817 году по Сибирскому тракту открыли пункты пересыльных этапов для тех, кого царское правительство ссылало в Сибирь.
По Сибирскому тракту шел в Пермь в ссылку сводный батальон Семеновского полка, 11 партий декабристов. Закованных в ножные кандалы везли каждого в отдельной повозке.
В 1826 году провели первых декабристов - Оболенского, Давыдова, Муравьева, Якубовича, позже проследовали  Трубецкой, Волконский, Бестужев, Лунин, Пущин, Кюхельбекер, Одоевский, Муравьев-Апостол.
Вслед за некоторыми декабристами ехали спустя время их жены.

По Сибирскому тракту ездили чиновники всех рангов. Осенью 1824 года с Урала в Петербург возвращался с многочисленной челядью Александр1, осенью1837 года пронеслись курьерские тройки будущего Александра2

В 1845 году по приказу Николая 1  из Петербурга в  Пекин по Сибирскому тракту несли на руках подарки китайскому императору. Было среди них зеркало, размерами 3,5-1,5 м., изразцовые камины по 30 пудов, астрономические приборы и инструменты.

В 1863 году шли здесь и первые социал-демократы.  Местное население относилось к осужденным властью доброжелательно. Узнав, что идут ссыльные, крестьяне собирались в конце села и делали передачи- бутылки с молоком, пироги, шаньги, яйца, мед, табак.
К 1883 году по Сибирскому тракту прошли 1,5 миллиона, да еще больше людей топтали здесь дорожную пыль в поисках счастья.
В 1870 году ехали по Сибирскому тракту освобождать из каторги Н.Г. Чернышевского.

по материалам книги "Откуда мы родом". использован материал сайта Фаленского района

 
olgaДата: Пятница, 2010-05-07, 14:14:56 | Сообщение # 2
2 класс
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Николай2, добрый день. Что можете мне покеромендовать почитать по ж.д. Зуевки до 1920г. Ольга
 
НИКОЛАЙДата: Пятница, 2010-05-07, 22:34:51 | Сообщение # 3
10 класс
Группа: Техподдержка
Сообщений: 1308
Награды: 9
Статус: Offline
Quote (olga)
Николай2, добрый день. Что можете мне покеромендовать почитать по ж.д. Зуевки до 1920г. Ольга

olga, ничего не могу подсказать, т.к. по железной дороге до 1920 у самого нет никакой информации sad
 
svetoborДата: Пятница, 2010-05-07, 23:48:59 | Сообщение # 4
7 класс
Группа: Администратор
Сообщений: 430
Награды: 6
Репутация: 3
Статус: Offline
Мы с ребятами из Славянского историко-этнографического клуба "Сварожич" дважды ходили в экспедицию по Сибирскому тракту (по малой его части). Маршрут: Мотоус - Поджорново - Махни - Сезенево. Неподалёку от Сезенева ночевали на берегу реки и снова пешком до Зуевки. В народе Сибирский тракт называют ещё Екатерининским и колодным: "Колодников по нему гоняли"...
Три моих стихотворения, в которых отражены впечатления от этих путешествий. Одно из первой книги:

***
К сибирскому тракту припал подорожник...
Как страшен вопрос: «Почему
На камне, который для храма заложен,
Построили люди тюрьму?»

и два верлибра:

***
На почерневшем наличнике -
Обережный узор
И – полустёртая временем дата:
1810…
Тень ворона
Треуголкой
Мелькнула под ногами.

Долго стоял,
Ошалев от удивления…

И снова
Привычно зашагал по Земле,
(Которой – многие миллионы лет…)
Провожаемый Солнцем,
(Которому…)

***
Сутки шагал по сибирскому тракту.
Чьи-то колодки – тяжёлые, почти неподъёмные,
Прижимают к земле
Мои ноги,
Привыкшие к небесам.

 
olgaДата: Суббота, 2010-05-08, 04:35:43 | Сообщение # 5
2 класс
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо.Понятно. Остается один путь архив ж.д. В один из архивов ж.д. я обратилась, но пока не отвечают. Ольга

Добавлено (2010-05-08, 04:35:43)
---------------------------------------------
svetobor! Вы серьезно нашли дом постройки 1810 г. Если есть фото, выложите на сайте.Интересно.Ольга

 
svetoborДата: Суббота, 2010-05-08, 08:49:48 | Сообщение # 6
7 класс
Группа: Администратор
Сообщений: 430
Награды: 6
Репутация: 3
Статус: Offline
Фотографировали сотовым телефоном. Дом получился достаточно отчётливо, а дата на наличнике, к сожалению, на фотографии не видна...

Дом 1810 г.

Один из наличников

Прикрепления: 7030369.jpg(54Kb) · 1968153.jpg(11Kb)
 
svetoborДата: Суббота, 2010-05-08, 08:54:59 | Сообщение # 7
7 класс
Группа: Администратор
Сообщений: 430
Награды: 6
Репутация: 3
Статус: Offline
И ещё два наличника этого дома.

Прикрепления: 4051058.jpg(11Kb) · 4062833.jpg(11Kb)
 
burevoyДата: Суббота, 2010-05-08, 21:42:49 | Сообщение # 8
4 класс
Группа: Пользователи
Сообщений: 95
Награды: 3
Репутация: 1
Статус: Offline
А писатель Валерий Пономарёв прошел от Кирова (Вятки) до истока реки Вятка по Екатериненскому тракту без еды за 6 дней. А на истоке его встречал историко-этнографический клуб "Сварожич" . А хотите подробно, читайте книгу В.Пономарёва "Там, где она начинается".
 
olgaДата: Воскресенье, 2010-05-09, 04:37:28 | Сообщение # 9
2 класс
Группа: Пользователи
Сообщений: 25
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Благодарю за рекомендации, если найду или приобрету, почитаю. Ольга
 
svetoborДата: Понедельник, 2012-01-16, 08:03:47 | Сообщение # 10
7 класс
Группа: Администратор
Сообщений: 430
Награды: 6
Репутация: 3
Статус: Offline
Несколько фотографий Силипистого озера. Автор светописей: Горислава из Вятки.



Зеркало Силипистого озера.



Первозданная красота.
Прикрепления: 2074609.jpg(418Kb) · 9092207.jpg(288Kb)
 
Форум. Зуевский район Кировской области » Форум сайта. » zuevskie.ru. Обо всем » Сибирский тракт - легендарная дорога.
Страница 1 из 212»
Поиск:

zuevskie.ru © 2006 - 2017
*