Зуевский район Кировской области
Меню сайта
zuevskie!
Григорий Кащеев.

  • Путь на цирковую арену

  • В цирке Коромыслова

  • В чемпионате Заикина.

  • Четвертое место в мире

  • В Москве и Петербурге.

  • Возвращение на родину.


  • Зуевские и война.

  • В.М. Соболев

  • Кощеев П.Е.

  • Кузнецов С. М.

  • Беляева Р.В.

  • Опалев А.К.

  • Никулин Д.Е.


  • Зуевские. Чечня

  • Категории раздела
    Новости региона [20]
    Зуевский район. [135]
    Портрет земляка-труженика [8]
    Образование и культура. [31]
    Власть и закон [51]
    Проиcшествия [46]
    Спортивная жизнь [28]
    Мухино [5]
    Октябрьский [5]
    Лема [4]
    Суна [9]
    Чепецкий [3]
    Рябово [23]
    Косино [8]
    Соколовка [4]
    Коса [2]
    Кордяга [1]
    г. Зуевка [124]
    Страницы истории. [41]
    Разное. [43]
    НИВА [25]
    Мы ВКонтакте.

    Форма входа

    Реклама.
    Друзья сайта

    Отдых на море. Зуевские.Ру

    Сайт ОВД по Зуевскому р-ну








    ...
    Наш баннер

    г. Зуевка и район



    Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    Map
    Поиск



    Приветствую Вас, Гость · RSS 2017-09-25, 03:44:18

    Главная » 2014 » Декабрь » 8 » Её звали «Чайка»
    Её звали «Чайка»
    21:17:26
    Улицы нашего города

    Есть в Зуевке улица Раи Беляевой, тихая, неприметная. А все ли зуевчане помнят, кто такая Рая Беляева? Сегодня её портрет украшает аллею Славы в городском парке. На снимке - молодая женщина в лётном шлеме.

    И вот мы на улице Раи Беляевой. На этой улице выросла Рая, прославленная советская лётчица, в годы Великой Отечественной войны отдавшая свою жизнь за свободу и независимость нашей с вами Родины. Здесь стоял домик, в котором прошло её детство. Дом №28 на улице Свободы, которая была переименована в честь героини в 1968 году.

    12 сентября 1912 года в семье Василия Ильича и Веры Васильевны Беляевых родилась девочка Рая. Отец работал на железнодорожном транспорте рабочим, мать Вера Васильевна растила детей, а было их семеро. Рая была третьим ребёнком. В первые дни войны добровольцами ушли на фронт старшая сестра Анна (она мечтала быть агрономом) и брат Анатолий, которому не было и 19-ти лет. Они погибли в боях за Ленинград. Брат Николай также погиб. Лётчиком-истребителем стал брат Пётр и он пал смертью храбрых. Александр, прошедший боевое крещение на линии Маннергейма, командовал ротой. В живых осталась лишь одна сестра Клавдия Васильевна, заслуженный учитель школы РСФСР.

    Рая училась в бывшей 7-летней железнодорожной школе № 25 (позднее -№38). Она вела общественную работу, занималась спортом, любила цветы - возле дома всегда были клумбы. Мечта о небе зародилась у Раи в 4 классе, когда она впервые увидела самолёт, прилетевший в Зуевку. С детства она росла смелой, решительной и настойчивой, такой и осталась до конца своей жизни. Всякая домашняя работа кипела в её руках.

    По окончании семилетки Рая поступила в кожевенно-механический техникум в городе Кирове. В 1931 году, после окончания техникума, её направили работать в Ленинград на завод искусственной кожи. И часто после ночной смены она не отдыхала, а бежала на аэродром к планеристам, с завистью смотрела на тех ребят, которые летали. Без отрыва от производства Рая окончила лётный курс при Ленинградском аэроклубе.

    Как одной из лучших по технике пилотирования самолётов, ей предложили должность лётчика-инструктора. Казалось бы, мечта исполнилась. Но этого оказалось мало. Рая увлеклась парашютизмом. В 1936 году Ей было вручено удостоверение инструктора парашютного спорта 1-й категории, она имела на своём счету более 100 прыжков с парашютом.

    Когда Рая работала в Тушино, под Москвой, она была бессменной участницей авиационных парадов в лучшей женской пилотажной пятёрке. 18 августа 1939 года, в День авиации на Тушинском аэродроме ей вручили удостоверение за активную оборонную работу, подписанное председателем наградной комиссии Маршалом Советского Союза С.М. Будённым.

    - Люблю авиацию. Умру без полётов! - говорила она.

    А впереди новая цель - побить мировой рекорд на дальность полёта без посадки. Рая очень серьёзно готовится, тренируется, изучает навигацию самолётов. 25 июня - старт. И вдруг всё оборвалось. Война!

    Центральный аэроклуб СССР имени Чкалова, где она работала лётчиком-инструктором, эвакуировался во Владимировку, под Сталинградом. Улетела и Рая. Узнала, что Марина Раскова собирает женский полк, одной из первых вступила в него.

    Рая летала на боевом самолёте - истребителе «ЯК-3». Её позывной был «Чайка». А вскоре её назначили командиром 2-й эскадрильи 586-го истребительного полка.

    22 февраля 1943 года. Сталинградский фронт. Раиса Беляева представлена к награждению орденом Красного Знамени. Февраль 1943 года. Город Воронеж. Полк, где служила Рая, стоял на бывшем здесь до войны аэродроме. Перед лётчицами поставлена боевая задача - прикрывать от бомбардировочных налётов противника железнодорожные узлы Воронеж, Отрожки, Лиски, Касторное и мосты через реки Дон и Воронеж. Трудное это было время. Вылетать по тревоге приходилось по нескольку раз в день - каждую ночь фашистские бомбардировщики рвались к станции и мостам.

    19 июля 1943 года. Накануне этого рокового дня в паре со своей «ведомой», Рая сбила бомбардировщик противника Ю-88. За этот подвиг командующий авиацией Воронежского фронта премировал её отпуском на семь суток. Уже отпускной билет в кармане. И вот наступило утро, хмурое, плотные серые тучи нависли над землёй. Вся эскадрилья провожает Раю. Вдруг раздался сигнал воздушной тревоги. Все бросаются к самолётам. Первой взлетает Рая. Бросив свой истребитель в пике, стреляет по вражеским самолётам. Атака закончилась. Надо делать второй заход. И в этот момент, при выходе из пикирования, когда возникает самая большая перегрузка, и каждый килограмм веса превращается в тонну, - не выдержали замки левой стороны капота, закрывающего мотор. Их оторвало, и мощная струя воздуха, хлынувшего в закапотное пространство, мгновенно сорвала обшивку левой стороны фюзеляжа до хвоста. Резко нарушилась аэродинамика обтекания, и самолёт стал неуправляемым. Его стало переворачивать в воздухе с крыла на крыло. В таких случаях лётчику разрешается оставить машину и прыгать с парашютом. Рая решает спасти самолёт. Стремительно приближается земля. Пора сажать машину, но впереди вырастает 3-этажное здание госпиталя. Повернуть некуда. Рая, видимо, решает «перепрыгнуть» через госпиталь и приземлиться на пустырь за ним. Дан газ. Мотор взревел, «ястребок» мгновенно перевернувшись на спину, ударился о землю в 2-х километрах от аэродрома... Так трагически оборвалась жизнь Раи Беляевой.

    Есть в городе Воронеже живописнейшее место - парк Строителей, где установлен величественный памятник советским воинам-освободителям. На мемориальной доске увековечены имена тех, кто отличился при защите города Воронежа от фашистов. Среди них и имя нашей отважной землячки. Красные следопыты отряда «Сокол» Кировского Дворца пионеров провели большую поисковую работу. В музее Раи Беляевой хранятся её письма с фронта. Они говорят о глубочайшем патриотизме и бесстрашии Раисы Васильевны Беляевой.

    «Здравствуйте, Клава, мама, Толя и Гена!

    Мама, и все вы, мои родные, обо мне не беспокойтесь. Летаю на самом лучшем в полку военном истребителе. Когда вместе с моим подразделением полностью освою его, полечу в действующую армию, ближе к фронту. Партия может быть уверена, что лётчицы страны Советов не хуже мужчин будут уничтожать фашистских стервятников в воздухе и громить их на земле. За Родину скоро выступит женская авиационная часть, первая в истории всех существующих армий. И мы постараемся оправдать доверие, оказанное нам правительством.

    Раиса».

    «Здравствуйте, Клава, мама, Толя и Геночка!

    Наша программа «переучиванья» на истребителе уже приближается к концу. Числа 20-25-го должны улететь в часть. Партия и правительство проявляют о нас исключительную заботу и поручили нам охранять Столицу. Так что следующее моё местонахождение будет (не позднее 25 марта) на одном из подмосковных аэродромов. Девушки летают очень хорошо. Думаю, в бою покажут себя настоящими патриотками.»

    «10 сентября улетела на фронт. Нахожусь от линии фронта очень близко. Уже привыкла к несмолкающему гулу орудий, снарядов, бомб, самолётов. Несколько раз участвовали в боях с фашистскими стервятниками. Очень коварный, хитрый и злой враг. Наши машины не плохие, лётчики хорошие. Как говорится, «даём фрицу прикурить». Опишу один из боёв: Наших «ястребков» было шесть. На нас напали десять стервятников. Завязался горячий воздушный бой. Получилась общая каша. Но в этой каше сразу различишь фрица с красным носом (мотор покрашен в красный цвет). Я была в паре с молоденьким пареньком, очень похожим на Петюшку. Со стороны солнца смотрю и вижу - сзади подходит красноносый фриц и даёт по мне очередь из трёх пушек. Я моментально бросила самолёт в правый бок так, что огневая трасса прошла мимо меня. А ведущий мой сделал на фрица маневр и сбил его.

    Целую. Раиса. Сталинградский фронт. 21 сентября 1942 г.».

    Подготовила Людмила ЗАЙЦЕВА
    Категория: Страницы истории. | Просмотров: 625 | Добавил: НИКОЛАЙ | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    zuevskie.ru ©2006 - 2017