О заселении русскими Зуевского района


Из прошлого Зуевского района. Заметки краеведа.

(Районная газета «Заветы Ильича» 12 июля 1959 г., 3 стр.)
Автор: Н. Шулепов

О заселении русскими территории Зуевского района

Коренными жителями Вятского края, современной Кировской области, являются удмурты (отъ-удъ, отяки) и марийцы (черемисы). Летописи и историческая литература показывают появление русского народа на реках Вятке и Чепце к концу 14 века. Воскресенская летопись в 1374 году впервые упоминает прибытие на реку Вятку новгородцев на 90 лодках (ушкуях). Та же летопись в 1379 оду упоминает о походе вятчан на арские (удмуртские) земли под предводительством Резана. Софийская летопись в 1391 году сообщает о плавании по реке Вятке новгородцев и устюжан.
«Часть русских колонистов-земледельцев в конце 14 века осела на нижнем течении реки Чепца. В дальнейшей истории как русского, так и удмуртского населения на реке Вятке Чепца начинает играть очень большую роль». (Луппов, удмурты XY-XYII века, стр. 18-19)
С 1383 по 1402 годы Вятской землёй владели Нижегородско-суздальские князья-братья Семён и Василий Дмитриевичи. В борьбе за великое Московское княжество они потерпели поражение и потеряли Нижегородско-суздальское княжество, а Вятскую землю им удалось удержать по ярлыку от хана Золотой Орды Тахтамыша, завоёванную им в 1392 году.
В конце 14 века на средней Вятке и низовьях реки Чепцы были основаны сёла Кстинино, Кирдякино, Карино, и в устье реки Чепцы – Никольское, в последнее время жила семья князя Семёна: княгиня Александра с детьми и боярами, куда приезжали и временами жили и сами князья. Для защиты семьи от великого московского князя князь Семён в 15 километрах от Никольского в селе Карино поселил татар – своих союзников, потомки которых живут там по настоящее время.

После смерти князя Семёна в 1402 году, Вятская земля перешла под власть Московского князя Василия I, который передал её в удел своему брату Юрию Залицкому. Юрий и его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка с 1433 года вели борьбу за великое Московское княжество с племянником Василием II, сделав базой этой борьбы Вятскую землю. Во время этой борьбы Юрий Галицкий и его сыновья создают на Вятке первые города. В 1428 году при передаче Василием I брату Юрию Вятской земли было в договоре записано: «Пожаловал своему брату Юрию Вятку со слободами и со всеми месты», то есть городов ещё не упоминается. В 1434 году в духовном завещании Юрий упоминает о Вятке: «3 городы и волости» и толоько летописи за 1457 год упоминают название на Вятке городов: Хлынова (Киров), Котельнича и Орлова.

В 1459 году Василий II, одержав победу над своими соперниками, Вятскую землю подчинил власти великого Московского князя. Но власть была непрочной, и Ивану III потребовалось в 1489 году ещё раз посылать свои войска для окончательного подчинения Вятской земли.

В период XY-XYI веков колонизация Вятских земель русскими проходила медленно. По переписи видно, что русскими колонистами было основано всего 28 сёл с приписанными к ним деревнями и починками В числе этих 28 сёл на реке Чепце упоминаются: Никольское, Чепецко-Ильинское и Волчье-Троицкое.
Начало заселения русскими правого берега средней Чепцы связано с образованием в пределах нынешнего Фалёнского района двух монастырей: Верхнечепецкого Крестовоздвиженского в 1607 году, около нынешнего села Николаево и Усть Святицкого монастыря в 1648 году.

Указом царя Василия Шуйского в 1608 году все земли правого берега реки Чепцы, нынешнего Фалёнского района, отдавались монастырю. Через 10 лет после основания монастыря в 1608-1618 гг. на правом берегу Чепцы, как центр русской колонизации, было основано село Сезенево, а в 1686 году – село Спасо-Заозерницкое, была построена новая церковь, вместо сгоревшей.

Активное заселение русскими левого берега реки Чепцы в её среднем течении (Зуевский, Фалёнский районы) происходит в средине XYII века, связано с именем монастырского крестьянина Пахома Титовича Кощеева.
В 1637 году Кощеев с товарищами послал челобитное прошение на имя царя Михаила Романова о передаче им земель по левому берегу Чепцы. В челобитие писалось: «В Чепецкой волости лес, раменье дикое исстари непашенное место и в государеву казну с того лесу неёдёт ничего, лежит впусте и в писцовых книгах ни за кем не записано». Удмурты ходатайство Кощеева поспешили опровергнуть, в своей челобитной к царю они писали, что они «этими землями исстари владели и ныне владеют».
Отин (удмурт) Саит Падеров с 31 «товарищами, с братьями и детьми в том лесу имеют бортные угодья, избы и чумы для лешего (лесного) промысла». Указывают наличие своих починков Ивашки Золотарёва и на Верхней Косе Возиска Пунгина. Спор затянулся на 10 лет, Кощеев ещё два раза подавал челобитные.
В 1648 году царь Алексей приказал спорные земли между русскими и удмуртами поставить на торги: «Кто больше оброку даст, тому и отдать на оброк». Кощеев П.Т. с товарищами согласились ежегодно платить оброку 30 рублей 20 алтынь и 2 деньги и столько же ежегодного стрелецкого сбору.
«Удмуртские целовальники: Шедушко Сизин, Шедушко Будин, Васка Хомутов, Первушка Кибишев торговать не стали и из Хлынова уехали». (стр. 65)
Кощеев с товарищами получили земли от речки Пыжи (Просницкий район) по речке Филипповке по обе стороны, по рекам Малая и Большая Кордяга до речки Ошланки (Богородский район) до Казанского рубежа (границы).

В 1652 году между Кощеевым и удмуртами была произведена мировая запись. Царь по протесту удмуртов пошёл им не уступку, примерно 1/3 земель, полученных Кощеевым, была возвращена удмуртам по верховьям рек Косы и Святицы. По переписи населения в 1646 году удмурты на среднй Чепце имели 17 деревень со 138 дворами.
На закреплённой земле за Кощеевым, стали возникать русские сёла с деревнями и починками:
Коса – в 1643 году, Филиппово – в 1646 году, Святица – в 1651 году, Поджорново – в 1654 году, село Мудрово – в 1673 году, Мухино – в 1687 году, Пыжма – в 1695 году, Ухтым – в 1703 году, Суна – в 1725 году, Караул (Верхнекосинское) – в 1746 году, на начало 18 века падает образование сёл Хмелёвки и Лемы.
Но и после возвращения Кощеевым части земли удмуртам, за ним после мировой записи оставалось ещё 1700 квадратных вёрст.

Заселение русскими территории средней Чепцы, которую раньше удмурты считали своей, происходило мирным путём без каких-либо серьёзных столкновений по причине слабой заселённости местности, наличия множества свободных земель..
По мере заселения русскими нижней и средней Чепцы большая часть удмуртов переселилась на верхнюю Чепцу в пределы нынешней Удмуртии. Другая часть удмуртов: кругловские и косинские остались на своих старых местах, где их потомки и живут в наше время.
Приход русского населения на реку Чепцу в XYII веке сопровождался быстрой расчисткой лесов под пашни, большая часть лесов была вырублена, в настоящее время на левом берегу реки Чепцы ряд деревень стали безлесными.
Русское население принесло удмуртам более высокую культуру, если до прихода русских основным занятием удмуртов был лесной промысел (охота, бортничество) и частичное домашнее скотоводство, то с поселением русских, которые занимались трехпольным земледелием, удмурты быстро его переняли и стали усердными земледельцами, особенно славились как хорошие льноводы. Удмурты заимствовали у русских рубленые избы и другую культуру. Приход русских на удмуртскую землю, заимствование удмуртами русской культуры, как более высокой, а также освобождение удмуртов от татарской зависимости имеет прогрессивное значение.
В прошлом, 1958 году, удмуртский народ торжественно отпраздновал 400-летнюю годовщину добровольного присоединения к России. Удмуртский и русский народы всегда жили в большой дружбе, между ними рано установились взаимные браки и жизнь в одних деревнях и сёлах.
Н.С. Хрущёв на XXI съезде КПСС сказал: «сотрудничество социалистических наций является источником роста сил и могущества социалистического государства». (стр. 46)

Н. Шулепов

«Заветы Ильича» 12 июля. 1959 г. 3 стр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Запросов 51, за 0,862 секунды.