Взгляд на жизнь сквозь фотообъектив

В.С. ПестовГазета без фотоснимков – что сад без цветов. Кто об этом знает лучше, если не фотокорреспондент? Хорошая фотография создает особое настроение, заставляет себя рассматривать, чтобы осмыслить содержание, которое в ней заключено.
На протяжении трех с половиной десятилетий летопись района в лицах и событиях запечатлевал на фотопленке Владимир Сергеевич Пестов. В редакции районной газеты его называли «мастером фокуса и диафрагмы», говорили, что он «влюблен в запах проявителя и пленочного серебра». В этих шутливых определениях – большая доля истины.
Творческие устремления Владимира Сергеевича определились еще в юношеском возрасте. А до этого у зуевского мальчишки с улицы Торговой, родившегося за год до начала войны, было два главных увлечения – художественная самодеятельность и фотодело.

Начало

Первые фотографии Володя приловчился делать дома на русской печи, с головой укрывшись одеялом. Проявитель для широкой 12-кадровой пленки разводил в обыкновенной тарелке, снимки печатал контактным способом, без фотоувеличителя.
– У меня была самодельная рамочка для печати, – с улыбкой вспоминает далекие годы детства Владимир Сергеевич. – Помещаешь в неё лист фотобумаги, сверху прижимаешь негатив, затем подсветишь лампочкой, отсчитаешь в уме время выдержки, а дальше, без промедления, экспонированную фотобумагу – раз, и – в проявитель. Фотография получалась размером 6 на 6 сантиметров. А сколько радости-то, если удавалось добиться четкого, выразительного изображения! Бывало, чуть ли не до потолка прыгнешь от гордости и переполняющих тебя чувств. По всей Торговой улице бегал, показывая снимки соседям. В холодные, голодные послевоенные годы фотография производила на меня огромное впечатление. Увлекал, завораживал сказочный, как мне казалось, фотопроцесс. Это было здорово и интересно.
Азы светописи посредством фотообъектива Володя начинал постигать с помощью простейших отечественных фотоаппаратов «Любитель», «Комсомолец». Офицеры военкомата, квартировавшие по соседству, разрешали любознательному парнишке пользоваться трофейной немецкой фотокамерой. Юный фотограф не мог тогда знать, что детское увлечение станет в будущем основой его взрослой трудовой деятельности.
Маршрутами агитбригад

Получив весной 1958 года аттестат о среднем образовании, Володя Пестов поступил учеником слесаря в Зуевскую железнодорожную дистанцию пути. К тому времени юноша был активным участником художественной самодеятельности. Самостоятельно научился играть на различных музыкальных инструментах, тянулся к песне и танцу.
В конце 50-х – начале 60-х особое значение придавалось развитию художественной самодеятельности не только в домах культуры и клубах, но и на предприятиях и в организациях. Призыв «Мы ищем таланты» был не просто лозунгом: всячески поддерживались молодые дарования, а одаренным старались «дать путёвку» в дальнейшую жизнь.
Работая в железнодорожной организации, Володя Пестов в составе агитбригады выступал с концертными номерами на линии от Кирова до Балезино. Клуб имени Воровского почитал за второй родной дом. Общительного и активного парня приметила заведующая клубом Полина Антоновна Максимова и предложила ему возглавить струнный оркестр. Так Володя стал культпросветработником.
– В те годы молодежь охотно откликалась на все проводимые в клубе массовые мероприятия, – рассказывает В. С. Пестов. – Активно записывались в духовой и струнный оркестры, хоровой, драматический, танцевальный и другие кружки по интересам. Немало желающих стремилось овладеть игрой на музыкальных инструментах. В выходные дни на танцплощадке устраивались вечера отдыха. Все это притягивало людей.
Успехи Владимира Сергеевича не остались незамеченными. Отдел культуры Зуевского райисполкома пригласил его на должность художественного руководителя в районный Дом культуры. Здесь было где развернуться. Проводил репетиции агитбригады, аккомпанировал на баяне, составлял концертные программы. При необходимости мог заменить художника – писал афиши, лозунги к праздникам. Продолжал увлеченно заниматься фотографией, в поездки по району всегда брал с собой фотоаппарат.
С ранней весны и до поздней осени участники самодеятельности «колесили» по дальним деревням, где люди жили еще с керосиновыми лампами. В агитбригаду включались киномеханик с передвижной киноустановкой и обязательно – лектор райкома партии.
– Селяне принимали нас радушно, – говорит Владимир Сергеевич. – Помнится, большим успехом пользовались сатирические куплеты, которые мы нередко сочиняли сами.
В череде такой напряженной жизни Владимир Сергеевич успевал еще заочно учиться на театрально-музыкальном отделении Кировской культпросветшколы, которую окончил в 1963 году.

С «лейкой» и баяном

Первое и, как впоследствии подтвердилось, неизгладимое впечатление о коллективе редакции районной газеты «Заветы Ильича» у В. С. Пестова сложилось в начале 60-х. Знакомство состоялось в канун 1962 года, когда Владимира Сергеевича в качестве музыканта пригласили на новогоднюю ёлку. Журналисты оказались людьми незаурядными, общительными, умеющими петь и веселиться, шутить и понимать юмор. Пришелся по душе «пишущей братии» и обаятельный баянист.
Вскоре трое новых знакомых незаметно стали близкими друзьями Владимира Сергеевича. Каждый из них являл собой фигуру колоритную, заметную. Ответственный секретарь Николай Кондратьевич Овчинников считался художником вёрстки газеты, совершенствовал её полиграфическое оформление. Отделом писем редакции заведовал Игорь Георгиевич Коровкин – журналист с высшим образованием. Слыл мастером своего дела Алексей Николаевич Вотинцев – фотокорреспондент.
– Они были старше меня, но мы много времени проводили вместе, – неторопливо тянется из глубины памяти Владимира Сергеевича ниточка воспоминаний. – Ходили на танцы, концерты, в кино, друг к другу в гости. Зная мою привязанность к фотографии, журналисты постепенно привлекли меня к сотрудничеству с газетой и их уроки не прошли для меня даром, – подытоживает сказанное Владимир Сергеевич.
Спустя некоторое время редактору Ф.П. Зыкову стало известно мнение сотрудников редакции о Пестове: «Из него получится фотокор». Федор Петрович к кадровому вопросу относился очень серьезно, поэтому, когда должность фотокорреспондента осталась вакантной, остановил свой выбор на подающем надежды молодом человеке, виртуозно владеющем и баяном, и «лейкой» (был такой вид пленочного фотоаппарата).
Предлагая новую работу, Владимиру сразу дали понять, что хотят видеть его в двух качествах – фотокорреспондента и руководителя коллектива художественной самодеятельности редакции и типографии. Хватит ли на всё времени и сил? Это не обсуждалось. Шёл август 1966 года…
Отныне жизнь Владимира Пестова складывалась из двух разных, но одинаково дорогих его сердцу занятий. Днем – работа, связанная с выпуском газеты, а в нерабочее время – вечером, иногда даже в обеденный перерыв – репетиции, уточнение репертуара. В дружном коллективе журналистов и полиграфистов умели хорошо работать и с пользой отдыхать.

Единого снимка ради

«Трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете…» – поется в песне-гимне журналистов. Имея в виду специфику работы фотокорреспондента, хочется добавить: «…и единого снимка ради».
В середине 60-х в редакции не было своей автомашины. Корреспонденты добирались до пункта назначения на «попутках» или в кузове грузотакси, потому что автобусы ходили не везде. В район уезжали иногда с ночёвкой. Общественная жизнь требовала: содержательные материалы и снимки в газету – давай, давай, давай! Напряженный график её выпуска в свет требовал от газетчиков большой работоспособности и самоотдачи в подготовке оперативных материалов и «горячих» новостей. У редакции сложился большой круг друзей и помощников из числа рабочих и сельских корреспондентов.
– Фотокорреспонденту, так же, как и каждому сотруднику отделов редакции, вменялось в обязанность вести организаторскую работу с внештатными авторами, – поясняет Владимир Сергеевич. – У меня был свой актив, в основном фотолюбители. Например, Нина Ильинична Лазарева, врач железнодорожной больницы – женщина энергичная, она простым и доступным языком излагала в газетной статье тему любой сложности, умела обращаться с фотоаппаратом и делала качественные снимки.
Безусловно, благодаря таким людям с активной жизненной позицией рос и креп авторитет газеты. Трудно представить более действенную агитацию в пользу «Ильичёвки», чем веское слово и дело её внештатных авторов. И все же, при всех их достоинствах, основной движущей силой редакции были и остаются штатные сотрудники. Среди них и В.С. Пестов. Ему многое доверяли, потому что знали: Владимир Сергеевич справится, не подведет, вовремя сдаст снимки в очередной газетный номер. За счет чего удавалось добиться слаженности в работе?
– Помогала хорошая зрительная память и личные контакты со многими людьми – от рядового работника до руководителей предприятий, организаций, профсоюзов и так далее, – отвечает Владимир Сергеевич. – Я знал в лицо и называл по имени-отчеству десятки передовиков производства в разных уголках района. И меня знали тоже многие, поэтому не припомню ситуации, чтобы не удалось выполнить задание редакции. В те годы корреспондентов ждали в любом хозяйстве, на каждом предприятии и встречали радушно везде.
* * *
…С тех пор утекло немало лет из реки по имени Жизнь. В.С. Пестов проработал фотокорреспондентом в районной газете до выхода на заслуженный отдых. А в прошлом, 2008 году, 68-летним, он неожиданно скоропостижно ушел из жизни. Скоро годовщина его смерти. Светлая ему память…
Владимир ЗОЛОТАРЁВ,
член Союза журналистов России с 1990 года
На снимках: В.С. Пестов.

 

В.С. Пестов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Запросов 54, за 0,797 секунды.